ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Доступная среда – наименование федеральной программы, основной целью которой является поддержание и социальная защита людей с ограниченными способностями, либо психическими расстройствами
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы школьного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Доступная среда в школе-интернате |
Государственная программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом по Поручению Президента и Правительства Российской Федерации и реализуется с 2011 года.
Особая роль в реализации данной программы отводится коррекционным учреждениям, таким, как наша школа-интернат, где обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную, доступную среду» посредством:
1. создания адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;
2. обеспечения индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта;
3. обеспечения психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагога;
4. разработки специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
5. координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
6. повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
7. формирования толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ. Работа коллектива школы направлена на создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.
Для осуществления безбарьерного доступа детей-инвалидов в здания школы-интерната к объектам и услугам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» проведены мероприятия по обеспечению доступности и безопасности территории, зданий, помещений школы-интерната и проведена паспортизация объекта.
Определены ответственные должностные лица за организацию данной работы. В соответствии с методическими рекомендациями проведён инструктаж специалистов, педагогов, работающих с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ, с целью оказания необходимой помощи в зависимости от характера и сложности заболевания, состояния здоровья при передвижении обучающихся по территории и помещениям школы-интерната.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
КАТЕГОРИЙ ИНВАЛИДОВ